ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ  





Политическое управление:
научный информационно-образовательный электронный журнал

Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал

Political management:
Scientific Information and Education Web Journal
ISSN 2221-7703
Публикуется с 2011 года.

Политическое управление. 2017. №01 (13)
Особенности реализации государственной политики по противодействию коррупции на муниципальном уровне

Трифонов Юрий Николаевич, кандидат философских наук, доцент, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Тамбов, Россия
Видонова Светлана Ивановна, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Тамбов, Россия
E-mail:liony12345 @rambler.ru
УДК: 340
Аннотация: в статье рассмотрены организационно-правовые механизмы реализации государственной политики по противодействию коррупции на муниципальном уровне. Выявлены имеющиеся проблемы в данной сфере и намечены некоторые пути их разрешения.
Ключевые слова: коррупция, органы местного самоуправления, противодействие коррупции.
Статья в формате .pdf

На сегодняшний день стало очевидным, что одного осознания разрушающего воздействия коррупции на все сферы общественной жизни уже недостаточно, нужны решительные действия по ее искоренению. И достаточно серьезный вклад в решение этой государственно важной задачи могут и должны внести органы местного самоуправления, как самый близкий к населению уровень власти. Более того, их роль в этом деле значительно увеличилась с 2012 года, когда к вопросам местного значения было отнесено осуществление мер по противодействию коррупции [1].Напомним, что в ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены (отдельными пунктами 38, 33 и 42 соответственно) дополнения следующего содержания: «…осуществление мер по противодействию коррупции…».
За последние годы в нашей стране создана необходимая организационно-правовая основа противодействия коррупции, которая постоянно уточняется, развивается и совершенствуется [2, с.108]. Об этом, в частности, свидетельствует принятие ряда Федеральных законов и Указов Президента РФ, направленных на совершенствование механизмов противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Однако на деле ситуация практически не меняется. Напротив, в обществе зреет мнение о том, что власть, в том числе и муниципальная, борется не с коррупцией, а лишь с отдельными коррупционерами, создавая имитацию борьбы.
В литературе отмечается, что если по масштабу коррупционных сделок муниципальный уровень существенно уступает региональному и федеральному, то их количество на данном уровне весьма значительно. Это связано с тем, что муниципалитеты многочисленны и, соответственно, велико количество муниципальных служащих. При этом специфика местного самоуправления такова, что оно работает в непосредственном контакте с населением, а вопросы местного значения включают в себя муниципальное управление такими сферами, как образование, ЖКХ, опека и попечительство и т.д., создание условий для развития бизнеса и иные вопросы. Все это открывает значительные возможности для коррупционных правонарушений [3, с.594].
На муниципальном уровне «зонами повышенного коррупционного риска» являются, прежде всего, те сферы, где должностными лицами местного самоуправления и муниципальными служащими реализуются организационные, исполнительно-распорядительные, контрольные, юрисдикционные и разрешительные полномочия. Соответственно, созданию в конкретном муниципалитете собственного антикоррупционного механизма должно предшествовать тщательное изучение (мониторинг) существующей в нем «коррупционной ситуации» [4, с.35].
Значительное количество правонарушений связано с формированием и исполнением бюджета муниципального образования - нарушения в части несоблюдения норм бюджетного законодательства, при проведении конкурсов или аукционов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, нарушение порядка использования и приватизации муниципального имущества [5, с.60].
Поэтому необходимо минимизировать коррупционные риски в профессиональной деятельности чиновников всех уровней власти, в том числе и муниципальных служащих.
В литературе на этот счёт отмечается, что практическое решение задачи по формированию муниципального антикоррупционного механизма затруднено в настоящее время рядом обстоятельств. Прежде всего, это вызвано отсутствием ясности относительно места антикоррупционной деятельности субъектов местного самоуправления в структуре вопросов местного значения, ее целей, задач, форм, средств и способов осуществления.
Как утверждает К.Д. Окунева,специальный «Закон о противодействии коррупции» не раскрывает содержание полномочий по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, что ведет к разнонаправленности деятельности в этой сфере [6, с.22]. Более того, законодатель наделил органы местного самоуправления правом лишь на «осуществление» антикоррупционных мер. Тем самым, полноценное и полномасштабное «противодействие коррупции» не входит в их компетенцию, так как включает виды властной деятельности, являющиеся исключительной прерогативой государственных органов [4, с.33].
Борьба с коррупцией, осуществляемая местным самоуправлением, сводится к контролю за исполнением запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения. В силу этого минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений со стороны органов местного самоуправления заключается в обращении в правоохранительные органы, прокуратуру и органы судебной системы. Тем самым, широта полномочий, предоставленных органам местного самоуправления муниципальных образований, не обеспечивает свободы их действий [6, с.23].
Как отмечает Д.И. Кошкина, реализация муниципальных антикоррупционных программ в ряде муниципалитетов носит формальный характер. Фактически она сводится к составлению отчетности, которая фиксирует статистические данные и рассчитанные на их основе показатели, являющиеся индикаторами реализации программы. Вариантом решения этой проблемы могло бы стать выделение средств на реализацию антикоррупцинных мероприятий из бюджетов субъектов РФ [3, с.595].
Кроме того, следует признать, что из процесса реализации антикоррупционной политики государства в значительной степени исключен поселенческий уровень.
Справедливо утверждение о том, что важнейшим направлением антикоррупционной политики должно стать изменение стереотипов общественного мнения в отношении коррупции («коррупцию нельзя победить» и т.д.). С этой целью необходимо более интенсивно внедрять антикоррупционные образовательно-просветительские и рекламные программы, кампании, обеспечить максимальную открытость и гласность при осуществлении антикоррупционной политики [7, с.23].
Отметим, что реальному изменению ситуации призваны способствовать меры, определенные в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы [8]. В нем определены конкретные меры, направленные на достижение видимых результатов в борьбе с коррупцией. Считаем, что на этой основе должны быть разработаны соответствующие документы в каждом муниципальном образовании.
Таким образом, государственная политика по противодействию коррупции на муниципальном уровне нуждается в совершенствовании организационно-правовых, финансово-экономических, информационно-коммуникационных, социально-психологических, образовательно-просветительских и иных механизмов реализации.

Список литературы и примечания.
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. 2011, 26 ноября.
2. Молотков, С.Н., Трифонов, Ю.Н. Об ограничениях, связанных с прохождением гражданской и муниципальной службы в целях противодействия коррупции / С.Н. Молотков, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». 2016. № 1 (7). С. 108-118. URL: http://gmana-gement.ru
3. Кошкина, Д.И. Проблемы реализации антикоррупционных мероприятий в сфере формирования местных бюджетов / Д.И. Кошкина // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 593-599.
4. Антонова, Н.А. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципальных образований как вопрос местного значения / Н.А.Антонова, В.Н.  Зайковский // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. №1. С.34-38.
5. Аналитический материал по вопросу о результатах проведения Минрегионом России анализа принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по противодействию коррупции в органах местного самоуправления // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.  2011. № 30 (442). С. 58-76.
6. Окунева,К.Д. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципальных образований / К.Д.Окунева // Современное право. 2015. № 5. С.21-25.
7. Молотков, С.Н. Система противодействия коррупции в современной России: результаты и перспективы развития / С.Н. Молотков // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2015. № 1 (09). С. 19-23.
8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 // Российская газета. 2016, 4 апреля.

© Политическое управление: сетевое периодическое издание.
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2011-2019.   ©