Loading

  

2016. № 01 (12)

Версия в формате .pdf

   

 

Версия в формате .pdf

Приоритетные направления развития комплексной системы обеспечения безопасности территории региона и муниципальных образований Тамбовской области

Priority areas for the development of an integrated security system of the region and the municipalities of the Tambov region

 

Скрипкина Оксана Сергеевна, кандидат экономических наук. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал).

Skripkina O.S candidate of economic Sciences. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Tambov branch).

E-mail: skas79@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления и развития приоритетных направлений развития комплексной системы обеспечения безопасности территории региона и муниципальных образований Тамбовской области. Система обеспечения безопасности региона и муниципальных образований Тамбовской области должна строиться по территориально-распределенному принципу и состоять из единого пункта управления, транспортной сети, а также мест сбора, обработки и анализа информации, размещенных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти Тамбовской области, администрациях объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации с учетом их задач, функций и полномочий.

Abstract. The article is devoted to the identification and development of priority directions of development of complex system of safety of region and municipal formations of Tambov oblast. The security system of the region and municipalities of the Tambov region should be based on geographically-distributed principle and consist of a unified control of the transport network, as well as the collection, processing and analysis to information posted in territorial bodies of Federal Executive authorities, Executive authorities of the Tambov region, the administrations of objects with mass stay of people, the operational headquarters in the constituent entities of the Russian Federation with regard to their objectives, functions and powers.

Ключевые слова: безопасность, регион, органы исполнительной власти.

Keywords: security, region, executive authorities.

 

В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Обеспечение безопасности в различных областях жизнедеятельности основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к разным организационным системам в механизме государства и, более того, к различным ветвям власти.

Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности. Органы исполнительной власти, к которым традиционно относят и систему МЧС России, занимают значительное место в механизме государства и в механизме обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти решают задачи комплексной безопасности в соответствии со своим предназначением на основе существующей законодательной базы.

Органы власти региона и органы местного самоуправления в целом:

- осуществляют общее руководство решением проблем комплексной безопасности, а также территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывает основные направления ее развития и совершенствования;

- определяют направления, пути и способы повышения безопасности личности, населения, экономики, окружающей природной среды;

- принимают меры для совершенствования и развития нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области безопасности;

- создают, совершенствуют и задействуют экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области безопасности;

- организуют и обеспечивают выполнение требований руководящих документов вышестоящих органов и руководителей по вопросам комплексной безопасности;

- принимают меры к созданию, развитию и совершенствованию материально-технической базы для решения задач обеспечения комплексной безопасности;

- обеспечивают руководство и координацию деятельности подведомственных органов, сил и средств в области безопасности;

- принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций [13].

Основными направлениями деятельности по комплексному обеспечению безопасности территории субъекта РФ и муниципальных образований являются:

В области противодействия терроризму:

- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;

-идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие терроризму;

- совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов т.д.

В области общественной безопасности и охраны правопорядка:

- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

- обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, незамедлительное реагирование на правонарушения и принятие необходимых мер по их пресечению;

- сокращение времени формирования и выдачи оперативной информации на нештатные ситуации оперативных дежурных;

- развитие специализированной системы видеонаблюдения, сопряжение системы обеспечения безопасности региона со службами 01, 02, 03, 112 и обеспечение передачи данных в автоматическом режиме соответствующим службам и т.д. [11].

В области транспортной безопасности:

- разработка и реализация стратегии транспортной политики города на длительную перспективу;

- всесторонний учет состояния и развития транспортного комплекса;

- нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

- разработка и реализация требований по обеспечению безопасности объектов транспорта;

- подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности и т.д.

В области информационной безопасности:

- разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности;

- создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;

- разработка правовых и административных мер по недопущению целенаправленного деструктивного психологического воздействия на людей через средства массовой информации и т.д. [12].

В области природной и техногенной безопасности:

- переход на новые принципы градостроительства, обеспечивающие реализацию требований комплексной безопасности на этапах проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

- вывод с территории города, перепрофилирование или снижение степени опасности взрыво-, химически-, пожароопасных объектов и производств;

- обеспечение функционирования общей системы вызова экстренных оперативных служб города через единый номер 112 и т.д.

В экологической области:

- совершенствование административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью, природоохранного законодательства и экологических стандартов;

- снижение техногенного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;

- увеличение площади зеленых насаждений, создание новых и сохранение существующих зеленых коридоров, предотвращение дальнейшей фрагментации природных и озелененных территорий и т.д.

В области военной безопасности:

- поддержание гражданской обороны на уровне, обеспечивающем эффективную защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- активная реализация положений и норм федеральных законов Об обороне, О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации, О гражданской обороне и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обороны и т.д. [2,3].

В экономической области:

- ограничение концентрации производства в отдельных промышленных зонах;

- перевод трудоемких, энерго- и ресурсоемких производств на использование более прогрессивных технологий с учетом мирового опыта;

- организация территориальной поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего товаропроизводителей и т.д.

В социальной сфере:

- сохранение в качестве приоритетного направления повышения жизненного уровня граждан;

- реализация мер по повышению эффективности жилищно-коммунальной деятельности и жилищной политики;

- разработка и реализация программ по внедрению идей культурного и здорового образа жизни и т.д. [11].

В области психологической безопасности:

- последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни;

- формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи жителям;

- организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению [9] .

Анализируя сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в регионе, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями развития комплексной системы обеспечения безопасности территории региона и муниципальных образований Тамбовской области должны стать:

- обеспечение безопасности объектов защиты путем снижения вероятности реализации угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;

- предотвращение кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения;

- мониторинг текущей обстановки и представления информации для действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц администраций объектов, обеспечивающей своевременность принятия управленческих решений;

- предоставление текущей информации о состоянии защищенности объектов защиты службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, администраций объектов с массовым пребыванием людей (в пределах их компетенции) и оперативным штабам;

- обеспечение аналитической и управленческой деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в рамках решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;

- обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативных штабов при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения;

- разработка технических регламентов (условий) на оснащение объектов защиты (и их элементов) техническими средствами обеспечения безопасности и контроля, а также инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения;

- сбор и передача информации от уже существующих и разрабатываемых средств обеспечения безопасности и контроля объектов защиты (например ОКСИОН, Безопасный город и другие);

- сбор и передача информации к службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативным штабам в субъекте от автоматизированных систем государственных, местных органов власти и иных об экологической, сейсмической и другой обстановке;

- обмен информацией между службами (включая ситуационные центры) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации при решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения как на двусторонней, так и многосторонней основе;

- обеспечение оповещения и информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших кризисных ситуациях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также федеральных программ в области безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, а также в области гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по обозначенным вопросам.

Граждане, общественные, иные организации и объединения являются субъектами обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, а также в области гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Наличие и одновременное функционирование общественной и государственной систем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, а также в области гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах создает то необходимое равновесие, которое способно уберечь общество и государство от тяжелых людских и материальных потерь, которые достаточно часто являются следствием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Список литературы и примечания

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ О безопасности Система ГАРАНТ http://base.garant.ru/12181538/#ixzz3Zwt. (дата обращения 01.011.2015)

2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 19.06.2007) О гражданской обороне // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 799.

3. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) Об обороне // Собрание законодательства РФ. 27.11.1996.

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 12.05.2009) О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2009. - № 20.

5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Собрание законодательства РФ. 28.05.2007. № 22. Ст. 2640.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №1240-р Об одобрении Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований URL: http://www. garant.ru/products /ipo/prime/doc/93787/ (дата обращения 06.12.2015).

7. Закон Тамбовской области от 29.04.2009 № 512-З О стратегии социально-экономического развития тамбовской области на период до 2020 года (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 24.04.2009 № 1418) URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=287271 (дата обращения: 11.12.2015).

8. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография/М.Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа, 2013.

9. Концепция системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения URL:http://www.mchs.gov.ru/upload/f (дата обращения 14.11.2015).

10. Организация области безопасности РФ, правовые основы управления и регулирования в области безопасности URL: http://studme.org/1445112781 79/ pravo/administrati vnoe_upravlenie_adminis trativno-pravovoe_ regulirovanie_oblasti_ bezopasnosti_rossiyskoy (дата обращения 07.12.2015).

11.Официальный сайт МЧС России URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения (03.12.2015).

12.Полномочия, задачи и функции ГУ МЧС России по Тамбовской области URL: http://www.68.mchs.gov.ru/folder/1951555 (дата обращения 12.11.2015).

13.Топольский Н.Г. Комплексная безопасность территорий URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2006-4/24.ppt.06.pdf (дата обращения 22.11.2015).

 

         


Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru