Loading

  

  СОДЕРЖАНИЕ 2015. № 01 (09) Версия в формате pdf  

 

 

Демократия как политический режим конвертации ресурсов во власть

Democracy as a political regime converting resources into power

(Материалы X Всероссийской научно-практической конференции Управление и общество: от традиций к реформам. Тамбов. 2.04.2015.)

 

Санжаревский Игорь Иванович, доктор политических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал)/

Sanzharevskiy Igor.I., Doctor of political Sciences, professor, The Russian presidential academy of national economy and public administration (Tambov branch).

E-mail: politupr@yandex.ru

 

 

 

 

 УДК 321.7

Аннотация. В статье раскрываются основные положения инверсионно-ресурсной модели понимания власти. Политический механизм конвертации ресурсов во власть определяется количественно-качественной мерой возможности осуществления регулятивной (управляющей) деятельности.

Abstract. The article describes the main provisions of the inversion-resource model of understanding power. Political mechanism of conversion of resources into the power is determined by quantitative and qualitative measure of the feasibility of the regulatory (management) activities.

Ключевые слова: демократия, инверсионно-ресурсная модель власти, конвертация, принципы демократии, легальность, легитимность.

Key words: democracy, the inversion-resource model of power conversion, the principles of democracy, legality, legitimacy.

 

В современном обществоведении, как правило, политическое понимается как синоним властному [1,7]. Основной тезис данной публикации заключается в том, что власть есть степень концентрации ресурсов, приводящая к возникновению права регулирования отношений, управления отношениями. В основе понимания сути современных властных отношений лежат политико-правовые механизмы возникновения этого права, его легальности и легитимности. 

Основанием государственной власти служит исключительность, монополизм в праве регулирования отношений, управления отношениями. Политические механизмы государственного регулирования (управления) основываются на:

  • исключительности права применения силы,

  • исключительности права нормирования отношений,

  • исключительности права разрешения конфликтов,

  • исключительности права перераспределения ресурсов.

Автором статьи предлагается к обсуждению инверсионно-ресурсная модель понимания власти [5], которая показывает явление политического через степень концентрации ресурсов и их конвертацию во власть. Данная модель исходит из определения политики как способа конвертации ресурсов во власть. В ней используется классическое определение принятого в логике понятия инверсии как переворачивание смысла, сущности, замена белого чёрным, инверсия как преобразование, конвертация. Инверсия в политике (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) есть преобразование экономического, социального, духовного значения ресурса в политический. Инверсия политическая - это политический механизм конвертации ресурсов во власть. При этом власть проявляется через степень концентрации ресурсов, приводящую к возникновению права регулирования отношений, управления отношениями. Как и все политические механизмы конвертации ресурсов во власть, политическая инверсия характеризуется количественно-качественной мерой возможности осуществления регулятивной (управляющей) деятельности, позволяющей с помощью определенных преобразований получить желаемый политический результат (достигнуть цели, реализовать интерес или удовлетворить потребность). Реальная политика выступает как способ конвертации ресурсов (финансовых, экономических, информационных и т.д.) во власть.

Любому политически подкованному современному индивидууму известны основные принципы демократии. Во-первых, это принцип конституционализма. По своей сути конституция есть практическая реализация концепции общественного договора [2,4], объясняющей происхождение гражданского общества, государства и права как результат соглашения между людьми.

Во-вторых, современная демократия, также, как и классическое понимание общественного договора, подразумевает, что конкретные люди (граждане, народ), которым принадлежит власть, частично откажутся от своего суверенитета и передадут его государству, чтобы получить или поддержать демократический общественный строй через верховенство закона.

В-третьих, это принцип разделения ветвей государственной власти [3], который по своей сути устанавливает конституционные правила невозможности концентрации переданных народом своих монопольных властных прав государству (государственной власти) в одних руках.

Резюме первое: сутью демократического режима правления выступает конвертация ресурсов во власть по правилам, установленным общественным договором, конституцией. При этом основное конституционное правило конвертации ресурсов во власть характеризуется невозможностью концентрации монопольных властных прав (государственной власти) в одних руках.

Другим основанием государственной власти, наряду с монополизмом в праве регулирования и управления отношениями, служит степень концентрации ресурсов как превосходство, доминирование, господство, обеспечивающие приоритетность и преимущество в отношениях как на силовой, так и мировоззренческой основе, определяемых на основании

  • наследственности - исключительности по праву рождения (крови), аристократизма и (или)

  • избранности, выборности - исключительности по праву сословности, элитности, профессионализма.

Основной отличительной чертой современной демократии является то, что наряду с легальностью как степени концентрации ресурсов, так и государственной власти, должна быть обеспечена и их легитимность через признание народом и частичную передачу им своего суверенитета, осуществляемых на основе четвертого принципа демократии - прямых или косвенных выборах, референдумах.

Резюме второе: властный ресурс является тем необходимым условием, которое позволяет с помощью определенных преобразований получить желаемый публичный результат (достигнуть цели, реализовать интерес или удовлетворить потребность).

Политический механизм конвертации ресурсов во власть определяется количественно-качественной мерой возможности осуществления регулятивной (управляющей) деятельности, позволяющей с помощью концентрации ресурсов приобрести

  • способность конвертировать ресурсы в публичные интересы,

  • способность конвертировать ресурсы в политические интересы и формировать политическую повестку дня.

И далее с помощью определенных преобразований конвертировать приобретенные ресурсы по нарастающей в

  • способность оказывать влияние на политическую деятельность,

  • способность блокировать управляющую и политическую деятельность

  • способность контроля за политической и управленческой деятельностью.

Наивысшая степень концентрации политического ресурса при этом выражается, во-первых, в конституционном большинстве, имеющем право нормирования отношений (законодательная власть), принятия управленческих решений (исполнительная власть), разрешения конфликтов (судебная власть) и управления национальной валютой (центральный банк). Во-вторых, в персонализации определяющей наряду с политическим режимом форму правления - глава государства по праву рождения (монарх) или по праву избранности (президент, премьер-министр).

Резюме третье: демократия есть политический режим динамической пропорциональности [5] конвертации ресурсов во власть, но об этом уже в новой публикации.

 

Список литературы и примечания

 

1.         Вилков А.А. Политическое управление и гражданское общество в современной России // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. Выпуск 4. 2010. Т. 10 . С.62-70.

2.         Гоббс Томас.  Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. 478 с.

3.         Локк Джон. Два трактата о правлении. // Электронная библиотека Гражданское общество. URL: www.civisbook.ru/files/File/Lokk.Traktaty_2.pdf (дата обращения 01.04.2015).

4.         Руссо Жан Жак. Об общественном договоре, или принципы политического права // Электронная библиотека Гражданское общество. URL: www.civisbook.ru/files/File/Russo_O_dogovore.pdf (дата обращения 01.04.2015).

5.         Санжаревский И.И. Политическая наука: словарь-справочник (Мультимедийное учебное пособие). Сайт. 2014. URL: www.glos.virmk..ru (дата обращения 01.04.2015).

6.         Санжаревский И.И. Пропорциональность в современных социально-политических отношениях. (Монография) М: Изд-во: Директ-Медиа, 2014. 144 с.

7.         Шестов Н.И., Барашков Г.М. Гражданское общество и его аналоговые формы// Известия Саратовского университета. Новая серия. Т.11. Серия Социология. Политология. Вып.2. Саратов: Изд-во СГУ, 2011. С.71-78.


 

 

 

     
         


Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru